Художественные резные интерьеры – прошлое и будущее России

Резьба по дереву ассоциируется у современного обывателя, как правило, прежде всего, с узорами нарядных наличников и ажурными коньками крыш деревенских домов, созданных народными умельцами. А вот о дворцовых, усадебных и городских  интерьерах, не говоря уж об интерьерах современных коттеджей и роскошных квартир, украшенных стильной и изысканной деревянной резьбой мы вспоминаем лишь во вторую очередь.

Действительно, многое из дореволюционного быта России, частью которого, несомненно, была и резная мебель, намеренно осуждалось как мещанское, мелкобуржуазное, как символ приземленных, накопительских интересов и ожесточенно изживалось: известно, ведь, что вещи являются материальным воплощением смыслов и идей своей эпохи. Так, например, одним из факторов, повлиявших на формирование новой и не имеющей глубоких корней нации американцев, было то, что европейские переселенцы уезжали из Старого Света практически без вещей. Отсутствие памятников прежних эпох во вновь создаваемой на чужой земле цивилизации сделало ее совершенно отличной от европейской. Это как раз очень сближало Россию советского периода с Америкой. В России,  расчищавшей путь к новой жизни, взрывали храмы и  создавали шедевры конструктивизма,  а для широких слоев населения, не имевшего понятия о том, что восьмую комнату в квартире можно держать под библиотеку, производился так называемый ширпотреб, в том числе простая дешевая мебель, отражавшая аскетический дух нищих строителей коммунизма. Люди своими мозолистыми руками  выбрасывали прекрасные образцы декоративного искусства XIX – начала XX веков, невольными наследниками которых они порой становились, занимая свои убогие углы в «уплотненных» коммуналках. Затем, советские граждане, изнуренные дискомфортом в своих непропорционально узких комнатах-пеналах с высоченными потолками, нелепо украшенными фрагментами лепнины прежних  искромсанных перегородками апартаментов,  с радостью переезжали в пресловутые хрущобы, которые были под стать размаху их непритязательного образа жизни. Целые поколения рождались и жили в бетонных тонких стенах одинаковых домов-коробок, окруженные безликой мебелью из ДСП. Убожество домашней обстановки, возможно, являлось одним из недооцененных по значимости факторов, сыгравших свою роль в продлении так называемой эпохи застоя.

То немногое, что осталось теперь от  быта российских имперских подданных, хранится в музеях, а из жизни среднестатистического россиянина практически ушло. Зато какую радость всегда всем доставляет посещение квартир-музеев, в которых нам дорого, как правило, не столько знакомство с личными вещами давно почивших знаменитых деятелей культуры, сколько атмосфера интерьеров XIX — начала XX вв. Что уж говорить об анфиладах дворцовых апартаментов. Увы, но до сих пор многие наши сограждане, чтобы хотя бы визуально разделить жилые зоны хрущовских  анфилад — «распашонок», могут только лишь просто оклеить свои жилища разного цвета обоями.

Поэтому не нужно в наше время обижаться на хозяина, если он не знакомит гостя со своим домом, как это принято, например, во Франции. Ему, возможно, просто неудобно, да и нечего показывать. Единственная комната,  на вход в которую, как правило, может рассчитывать посетитель – это многофункциональная гостиная, которая не очень удобна как спальня, опасна как детская, невыносима как кабинет и не слишком пригодна и в качестве гостиной. Скрипучий раскладной диван при первой же возникшей паузе напомнит хозяину и гостю, что говорить больше не о чем, а стандартная обстановка не даст ни повода, ни настроения наполнить эту паузу многозначительно глубокомысленным молчанием. Такой способностью обладают только художественные интерьеры, созданные руками мастера.

Дерево во все времена  в быту людей самых разных социальных слоев имело не только утилитарное назначение в качестве опоры или вместилища, но и эстетическое.

Дерево  — благородный, теплый, удивительно пластичный материал. Его текстура испещрена отливающими золотом волокнами, тонкие распилы имеют неповторимый рисунок, который используют, выкладывая острые языки так называемого пламени или составляя в технике интарсии целые панно. Разные породы деревьев имеют свои пластические свойства и особенности структуры, которые позволяют достигать различных декоративных эффектов. В одних только названиях пород сколько поэзии – сандал, дуб, береза, груша, ясень, сосна, карельская береза, пальма, амарант, орех, а также розовое дерево, красное и черное, самшит и палисандр…

Каждой эпохе соответствует свой стиль декора, формы, пропорции, орнаментика, используемые материалы и даже особенный набор предметов мебели. Так,  в Позднее Средневековье зажиточный горожанин непременно имел дома аналой и скамеечку для коленопреклоненных молитв,  а в обеденной зале рыцарского замка по сторонам длинного стола стояли в стройный ряд готические стулья с высокими прямыми спинками, похожими на стрельчатые окна соборов, которые отвечали строгому церемониалу средневековой трапезы. В период Ренессанса – времени быстрого расцвета буржуазии после нестяжательной морали Средневековья — характерным предметом интерьера являются огромные сундуки с роскошной резьбой —  символ благополучия богатеющего горожанина. В эпоху игривого рококо жизнелюбивая знать не могла обходиться без легких и элегантных многопредметных мебельных гарнитуров для  будуаров и кокетливых кабинетов, украшенных рокайлем, резными гирляндами цветов и фруктов, с зеркалами, столиками для игр и подставками для безделушек.

Начиная с эпохи романтизма, интерьеры богатых домов отделывали, следуя моде, в различных стилях, соответствовавших назначению тех или иных апартаментов.  Парадные залы, как правило, оформлялись в классическом стиле с антикизирующими деталями. Мебель в дереве повторяла линии бронзовых античных кресел и кушеток, геометрические контуры шкафов и сундуков. Колонны и пилястры также набирали из дерева, успешно заменившего белый мрамор Эллады. Стволы колонн покрывали слоями левкаса и  украшали резными капителями, элементы резного декора покрывали позолотой. Меандр и листья аканта, резные барельефы с героической и гражданской тематикой придавали таким залам торжественный вид и внушали дух аристократической простоты и благородства. А кабинеты и библиотеки, например, преимущественно отделывались в темных тонах в стиле барокко или неоготики – как того желал хозяин. Прихотливые завитки резьбы  прекрасно поглощали звуки, и в помещении с приглушенным светом создавалась уютная атмосфера тишины и покоя, не мешающая сосредоточенности и отдыху от внешней суеты. Обеденные залы наоборот старались делать светлыми, а назначению столовой прекрасно отвечал дух обстановки эпохи Людовика XIV или же ампир, в известной степени передававший  гедонизм пиршеств Римской империи.

В начале XX века господствует модерн, самый чувственный и пластичный стиль в Европе и Америке, который в рамках своего канона использовал элементы декора и живописного искусства и Древнего Египта, и фантастических изысков современных ему европейских художников. Он требовал внимания к индивидуальности человека, и архитекторы создавали удобные и красивейшие интерьеры, учитывая не только вкусы, увлечения и привычки заказчика, но даже его физические особенности. Так, создавая лестницу-каскад, производившую впечатление надвигающейся волнами воды, декоратор учитывал высоту и глубину  ступенек, делая их наиболее удобными для обитателей дома. Мебель создавалась относительно простой, но функционально оправданной формы, с деликатным стилизованным растительным декором и, конечно, из благородных древесных пород в сочетании с бронзой, стеклом и другими материалами.

А наиболее близкий нам по времени стиль из недавнего прошлого истории декоративного искусства, стиль, который сейчас снова в моде – арт-деко, последовавший сразу за модерном. Для него характерны подчеркнуто геометрические, закругленные, четкие формы, «струящаяся» фактура фасадов, хромированная фурнитура, стеклянные столешницы и полки. Источниками для художественных идей в декоративной отделке этого эффектного стиля послужили рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Особенноcтью арт-деко является также использование дорогих экзотических материалов: слоновой кости, эбенового дерева, перламутра, бриллиантов, кожи крокодила.

Сейчас, разумеется, тоже создают самые разные интерьеры в самых разнообразных стилях прошлого и современности, часто даже в их весьма оригинальных и интересных сочетаниях, но в большинстве случаев, дизайнеры, проявляя чудеса изобретательности, вкуса и воображения, не свободны от тенденции заменять конструкции и детали имитируемого стиля, некогда полностью создававшегося вручную, конструкциями и деталями, поставленными на производственный поток. Наиболее взыскательные заказчики, правда, стремятся восполнить этот недостаток, покупая предметы антиквариата. Но, наверное, мало кто всерьез задумывается о своих принципиальных предпочтениях по этому вопросу и не все знают, что и в наше время возможно  изготовление подлинных деревянных интерьеров — от настоящих, а не пластиковых, потолочных плит и балок, до монументальных форм мебели и даже скульптуры любой степени сложности.

Как это ни парадоксально, но вследствие утрат дворцовых интерьеров в годы гражданской войны и Второй Мировой, в России сложились прекрасные школы реставрации старинных интерьеров, и сегодня квалифицированные мастера этих школ не только выполняют заказы музеев и правительственных учреждений, но и воплощают в реальность дизайнерские идеи от частных заказчиков.

Лед тронулся! Люди начинают испытывать потребность в красоте и благородстве изделий подлинного ремесла, начинают сознавать глубину воздействия этих проникнутых теплом рук мастера вещей на свое эмоциональное состояние, благополучие микроклимата его обиталища. Вещи, в которые  вложены труд, виртуозное умение и душа мастера, с любовью превращавшего грубый брус в живое искусство, радуют глаз и пробуждают в ответ свой собственный скрытый потенциал человеческого чувства и души.

Искусство декорирования, развивавшееся тысячелетия и приносившее в сокровищницу мировой культуры многочисленные и разнообразные шедевры, давно выработало законы соотношения пропорций, равновесия и асимметрии, ритмы повторов и подчиненность деталей ансамблю, которые на подсознательном уровне отвечают психофизическому устройству человека и приносят ему столь необходимое для его благополучного существования чувство покоя и удовлетворенности. В свою очередь, это чувство дает человеку силы жить и передавать полученный импульс другим.